Общество потребления

Довольно часто можно услышать такой термин: общество потребления. Журналисты говорят, что в России уже давно формируется общество потребления. Что же это такое? И что в этом хорошего или плохого для обычных людей?

Определение

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к Википедии: Авторство термина приписывают известному немецкому социологу, философу и психоаналитику Эриху Фромму.А саму идею развил французский культуролог, социолог и философ Жан Бодрийяр в своем одноименном труде.

Итак, в основе общества потребления лежит именно индивидуальное потребление материальных благ. Причем, зачастую современный человек этот процесс ставит на уровне жизненной ценности, цели в жизни. Отсюда и возникают проблемы нехватки денег, так как хочется очень многого, а реальные возможности у большинства людей весьма ограничены.

Причины формирования общества потребления

Их несколько:

— капитализм;
— технический прогресс (последняя научно-техническая революция, связанная с информационными технологиями, а также развитие бытовой техники);
— рост доходов населения;
— сокращение продолжительности рабочего времени и увеличение продолжительности свободного времени;
— кажущееся размывание классовых различий между людьми;
— индивидуализация.

Характерные черты общества потребления

Люди перестали покупать товары и услуги, чтобы только выжить. Когда базовые потребности удовлетворены, появляются новые. Поэтому рост расходов населения в мире постоянно растет.

Торговля постепенно сосредотачивается в крупных сетевых точках: гипермаркетах и торгово-развлекательных центрах. Теперь покупки это не только необходимое занятие, но также и времяпровождение.
Быстрое развитие телекоммуникационных технологий сформировало новую среду общения для людей и информационное пространство. Доступ туда осуществляется с помощью посредников на платной основе.

Бизнес производит не только товары и услуги, но также и формирует культуру потребления с помощью рекламы.
Человек теперь стремится потреблять так, чтобы выглядеть богаче и успешнее. То есть характер потребления стал признаком социального статуса.

Интенсивно развивается система кредитования населения. Поэтому покупать становится проще.
Вместе с тем в цену товара теперь входят и банковские проценты по кредитам, выданным производителям, посредникам и реализаторам. А сам факт кредитования стимулирует население к экономической активности.
В цену также стала входить и стоимость бренда или торговой марки.
Мода стала меняться быстрее. Теперь вещи устаревают еще до своего физического износа. А население естественно не желает отставать от моды.

Образование становится платной рыночной услугой.

Большой спорт теперь это прежде всего зрелище, которое благодаря спонсорству, рекламе, телевидению и контрактной системе для спортсменов стал крупным бизнесом.
Появилась индустрия красоты. Теперь за деньги можно менять внешность, чтобы выглядеть молодо и красиво.

Как выжить в обществе потребления?

В общем все: наука, бизнес, государство, СМИ, финансовая система и сам потребитель работают почти только для того, чтобы обеспечить постоянно растущее общее потребление.

Плохо это или хорошо для обычного человека? Есть разные мнения на этот счет. Истина как всегда где-то посередине.

Но в любом случае общество потребления это данность, с которой нам приходится иметь дело. Поэтому нас должен интересовать только один вопрос:

Как выжить в обществе потребления?

То есть как удовлетворить все свои потребности с помощью имеющихся ресурсов так, чтобы не нарушить закон и не обидеть других людей? Чтобы, как говорится, и волки были сыты и овцы целы.